БИЦИЛЛИ, Петр Михаилович


БИЦИЛЛИ, Петр Михаилович
(1879-1953)
   русский историк и теоретик культуры. Родился в Одессе. Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета, специализировался по истории средневековья. Был доцентом, а затем профессором этого же университета. Защитил диссертацию «Фра Салибмене» (1917). В 1920 вынужден был эмигрировать из России. Преподавал в университетах Югославии и Болгарии. Сотрудничал с русскими учеными-евразийцами.
   Для Бицилли представляли интерес не столько макроисторические процессы, сколько те антропологические, психологические, ментальные, эстетические формы, в которые облекался дух каждой эпохи, в том числе христианский дух. Используя культурологическую и социологическую методологию, он исследовал влияние церкви на индивидуальное миросозерцание как обычных людей, так и выдающихся творческих личностей. Особое внимание он уделял особенностям христианской ментальности, склонности христианского сознания к символическому мировосприятию. Все, что окружает человека христианского мира, он стремится истолковывать символически, поэтому явления и вещи полны для него таинственного смысла. Это касается и людей, каждый из которых в глазах другого выступает носителем символических значений, предстает как «живой символ Бога». Символические истолкования господствовали в литературе, текстах и проповедях, Средневековые люди «не только “понимали” проповедников, когда они говорили символами, но иной речи, кроме символической, вообще не понимали, Мы видели, что проповедники намеренно прибегают к символам, чтобы объяснить простым людям ту или иную отвлеченную мысль, видели, что некоторые из них для себя стараются преодолеть символизм мышления, отделаться от символов. И то, что они делали такие попытки, и то, что они им не удавались, служит лучшим доказательством отсутствия каких-либо признаков надуманности, преднамеренности с их стороны. Представление о всеобщем символизме мира не есть только книжная теория, придуманная за недостатком лучшего объяснения единства миропорядка, но результат биологической необходимости, инстинктивного приспособления младенческим образом мыслящего интеллекта к нерасчлененному так, либо иначе многообразию окружающего его мира... Мир не воображался символически: его таким воспринимали» (Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995.-С. 87).
   Оказавшись в эмиграции, Бицилли с особым вниманием обратился к исследованию проблем исторического развития русской литературы. Склонность к социологическому и семиотическому прочтению культурных памятников помогла ему создать нетривиальные теоретические модели целого ряда феноменов русской духовной жизни. Практикуя сдвоенный, культурсо- циологический подход к ним, он писал: «Русская культура - славянофилы поняли это, и в этом их огромная заслуга - была культурой только тонкого верхнего слоя народа. Действительно, по сути именно через такой процесс оформляется любая национальная культура: она зарождается в общественных верхах и оттуда постепенно спускается вниз. Отличие, однако, русского национально-культурного развития от всякого другого “нормального” состоит в том, что слой, который в культурном отношении поднялся над другими, именно в этот момент подъема в социальном отношении был в упадке и терял свое значение как руководитель. Русская культура оформляется и как культура аристократическая тогда, когда ударил последний час русской аристократии» (Бицилли П. М. Избранные труды пофилологии. - М: Наследие. 1996. - С. 102-103). Учитывая все это, нельзя не заметить, что христианская вера давала возможность человеку из простонародья восходить к вершинам духовности во всех тех случаях, когда перед ним оставались закрытыми двери гимназий, университетов, библиотек, театров.
   Неординарность творческого мышления Бицилли обернулась тем, что его теоретическое наследие не кануло вЛету. На фоне интенсивного развития русской семиотики и культурсоциологии рубежа тысячелетий к его идеям оказалось привлечено внимание современных ученых-гуманитариев, втом числе специалистов по эстетике, философии и социологии искусства.
   ♦ Соч.: Салибмене: Очерки итальянской жизни XIII в. - Одесса, 1916; Падение Римской империи. - Одесса, 1919; Очерки теории исторической науки. - Прега, 1925; Этюды о русской поэзии. - Прага, 1926; Место Ренессанса в истории культуры. - София, 1933; Творчество Чехова: Опыт стилистического анализа. - София, 1942; Пушкин и проблема чистой поэзии. - София, 1945; К вопросу о внутренней форме романа Достоевского. - София, 1946; Проблема человека у Гоголя. - София, 1948; Избранное: Историко-культурологические работы. Т. 1. - София, 1993; Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995; Избранные труды по филологии. - М., 1996; Место Ренессанса в истории культуры. - СПб, 1996.
   ◘ Лит.: Каганович Б. С. П. М. Бицилли как историк культуры //Одиссей - 1993. - М. 1994.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "БИЦИЛЛИ, Петр Михаилович" в других словарях:

  • Семиотика искусства — (от греч. semeion знак)    пограничная, междисциплинарная теоретическая сфера, объединяющая аналитические возможности семиотики, эстетики, искусствознания в исследованиях знаковой природы искусства, а также корпуса коммуникативных проблем,… …   Эстетика. Энциклопедический словарь